Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Новым событием цикла «ДИАМАТ» станет дискуссия «Можно ли свихнуться в материализм?», на которой Алла Митрофанова, Марина Симакова и Лина Медведева обсудят современное состояние наук, где материальными оказываются не только объекты изучения физики, но и переживания, эффекты языка и даже само знание.
Можно ли свихнуться в материализм?
Представление о корпускулярно-волновом дуализме и открытие делимости атома в начале прошлого века поставили целый ряд вопросов и ловушек перед философским материализмом. Некоторые ученые утверждали, что «атом дематериализуется, материя исчезает», другие — что физика столкнулась со «всеобщим разгромом принципов». Подобные интерпретации открывали множество лазеек для альтернативных интерпретаций устройства мира и человека. Обвиняя новую физику в том, что она «свихнулась в идеализм», Владимир Ленин указывал на бесконечность и неисчерпаемость природы, познание которой возможно лишь в практической, преобразовательной деятельности. Такое представление было ядром ленинского материализма, оказавшегося, в том числе по политическим причинам, чрезвычайно устойчивым перед лицом новейших открытий. Рассуждения Ленина об «органах чувств, существовавших в эпоху ихтиозавров» резонируют с современными нам размышлениями Квентина Мейясу о доисторическом (ancestral) — эпохе, в которой еще не было человека, но которая засвидетельствована наукой. Однако, как у Ленина, так и у Мейясу хватает оппонентов, выступающих за принципиально иной подход к пониманию и познанию материального мира.
В последние несколько десятилетий принято говорить о том, что социальные и гуманитарные науки по обе стороны Атлантики переживают «материальный поворот». Само слово «материальный», которое когда-то указывало на плотную физическую реальность, стало пониматься расширительно: материальными сегодня оказывается физические объекты, переживания и аффекты, эффекты языка и даже само знание. Всякое явление, привычно относимое к области неосязаемого — будь то культурная память или психологическое насилие — предлагается сегодня открыть в своей материальности. Материя, которая, казалось бы, «исчезла», материализуется заново. На место лингвистических интерпретаций материи приходят новые представления, согласующиеся с современной физикой и стандартной моделью. Философы говорят о силе предметов, теории человеческих аффектов, феминистской интерпретации полового различия или о сравнении недетерминированности в квантовой механике с разрушением идентичности в квир-теории.
Так в каких же отношениях находятся материя и природа? Что отличает материю – устойчивость или гибкость, резистентность или возможность течь и меняться? Чем материя физиков отличается от материи исторических материалистов? Что собой представляет современная материалистическая философия? Какую роль в реанимации материалистической философии сыграл спекулятивный реализм и другие философские течения? Что такое быть материалистом сегодня, и какие следствия эта позиция имеет для исследовательской работы, современного искусства и политического активизма? В ходе круглого стола Марина Симакова обратится к политизированным дискуссиям о материализме начала XX-го века, Алла Митрофанова рассмотрит материализм в контексте современной феминистской теории, а Лина Медведева раскроет материалистический пафос философского проекта Квентина Мейясу.
Лина Медведева
Независимая исследовательница, переводчица книги Квентина Мейясу «После конечности»
Алла Митрофанова
Независимая исследовательница, участница Киберфеминистского интернационала
Марина Симакова
социально-политическая исследовательница, сотрудница факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге